Personal account
En
Ru

Что входит в гарантию автомобиля

8 July 2021, 10:53
Что входит в гарантию автомобиля

Как говорил Остап Бендер, «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». К большому сожалению, средство передвижения зачастую бывает капризным: в лучшем случае, дефект окажется заводским браком и его бесплатно устранят по гарантии, в худшем же есть риск заплатить немалую сумму. А если автомобиль при этом ещё и средство заработка, то ремонт машины по гарантии существенно сэкономит непредвиденные расходы. Осталось лишь разобраться, что же входит в гарантию автомобиля и в каком случае можно смело обращаться к официальному дилеру за ремонтом.  

С юридической точки зрения автомобиль относится к непродовольственным товарам надлежащего качества, а значит, гарантия на него распространяется согласно Закону о защите прав потребителей. Гарантийные обязательства (ремонт или замена деталей), как правило, ложатся на официального автодилера, но условия гарантии зависят от конкретного производителя. По этой причине ремонт за счёт дилера происходит в том случае, если дефект или поломка подходят под гарантийный случай при соблюдении гарантийных сроков. Соответственно, гарантия может быть:

  • Предусмотренная законодательством — согласно нормам российского права, покупатель автомобиля имеет право обратиться в дилерский центр и запросить гарантийное обслуживание в течение полугода вне зависимости от модели и марки автомобиля;
  • Гарантия от производителя — предоставляется всегда, но зависит от завода, марки и модели транспортного средства. Именно производитель определяет условия, от которых зависит гарантийный ремонт. Установленный производителем срок эксплуатации, как правило, составляет 2-3 года.
  • Гарантийное обслуживание от дилера — этот вариант имеет массу условий и обычно используется в качестве маркетингового хода. Тем не менее, в некоторых случаях автодилер предоставляет свою гарантию — и её срок не может быть ниже установленной законом или заводской.  

Некоторые гарантии представляют собой не только период времени, но и общий пробег — при покупке автомобиля к этим деталям стоит отнестись с наибольшим вниманием, иначе транспортное средство может не подойти под гарантийные условия.  

Гарантийный ремонт автомобиля  

Разумеется, возможность гарантийного обслуживания распространяется только на автомобили, приобретённые у производителя или официального дилера. Вместе с транспортным средством покупатель получает документацию: обычно это договор купли-продажи и сервисная книжка. Уже на этом этапе стоит быть внимательным к мелочам — гарантийный срок эксплуатации, например, начинает истекать в соответствии с проставленной в договоре датой. Узнать условия гарантийного обслуживания и ремонта можно в сервисной книжке, где также указывается перечень деталей автомобиля, подлежащих бесплатному ремонту. Часть деталей не заменяются и не ремонтируются никогда: это касается заправляемых масел, жидкостей и расходных материалов. К ним относят:

  • Тормозные колодки;
  • Топливные и масляные фильтры;
  • Лампы для фар и салона;
  • Пассики (приводные ремни);
  • Свечи зажигания;
  • Предохранители.  

Заменить эти детали самостоятельно без посещения сервисного центра не составит труда. А вот с деталями транспортного средства, на которые распространяется гарантия, могут возникнуть сложности: к примеру, гарантия на бюджетные и премиальные автомобили может кардинально различаться. Премиум-класс, как правило, имеет расширенный перечень гарантийных условий, чего не скажешь об эконом-классе автомобилей. Как бы то ни было, наиболее типичный перечень деталей, подлежащих ремонту/замене, выглядит так:  

  • Кузов (в случае сквозной коррозии);
  • Тормозная система;
  • Система сцепления;
  • Лобовое стекло;
  • Амортизаторы;
  • Аккумулятор;
  • Стабилизаторы подвески;
  • Коробка передач;
  • Лакокрасочное покрытие;
  • Уплотнители и прокладки.  

В любом случае, окончательное решение о признании ремонта гарантийным или не гарантийным принимается после диагностики транспортного средства. Часто в официальных сервисах вину за поломку пытаются возложить на автовладельца, поэтому во избежание таких ситуаций нужно тщательно изучить правила эксплуатации транспортного средства (они прописываются в договоре купли-продажи и сервисной книжке).  

Сроки гарантии на автомобиль в 2021 году  

Прежде всего нужно учесть, что разные части и детали автомобиля могут иметь разные гарантийные сроки эксплуатации или иметь какие-то определённые условия (точечное поражение ржавчиной элементов кузова, к примеру, чаще всего не подлежит гарантийному ремонту). Также важно помнить, что обращение в частный автосервис или попытка устранить дефект своими усилиями могут в дальнейшем стать причиной отказа от обслуживания автомобиля по гарантии, и ремонтировать транспортное средство придётся за свой счёт.  

Важный момент: согласно закону о защите прав потребителей, при обнаружении неисправностей покупатель имеет право в течение 15 суток поменять автомобиль либо возвратить потраченные средства в полном объёме.  

В самом общем виде принято выделять два основных вида гарантийных сроков на автомобиль: европейский и азиатский. Европейский тип в силу особенностей европейского законодательства устанавливает минимальный срок гарантии в 2 года без ограничений по пробегу. Азиатский тип, напротив, привязан к пробегу: гарантийный срок в этом случае составляет 3 года с ограничением пробега в 100 000 км.  

В России наиболее распространён азиатский вариант, хотя расширенные пятилетние гарантии на корейские и китайские автомобили часто имеют хитрость: 3 года гарантии даёт производитель на своих условиях, ещё 2 года — гарантия от официального дилера, условия которой обычно намного жёстче. Отдельно стоит обратить внимание на гарантийные условия лакокрасочного покрытия и кузова автомобиля: гарантийный срок последнего часто составляет более 6 лет, но только при сквозной коррозии (у европейских марок гарантия на кузов может достигать 10-12 лет).

Секреты гарантийного ремонта автомобиля  

Часто автодилеры утаивают информацию и права потребителя, а сам покупатель в силу неосведомлённости переплачивает за услуги, которые можно получить бесплатно. Ниже перечислим некоторые из них:

  • В течение гарантийного периода автовладелец вправе рассчитывать на доставку машины в сервисный центр за счёт продавца. В случае, если автовладелец доставил транспортное средство за свой счёт, он вправе потребовать компенсации затрат;
  • Гарантийный срок автомобиля продлевается с учётом времени, потраченного на ремонт по гарантии (отсчёт начинается со дня обращения в официальный сервисный центр и заканчивается в день выдачи автомобиля владельцу);
  • Продолжительность ремонта составляет не более 45 дней. За каждый день простойки сверх этого срока исполнитель ремонтных работ обязан выплачивать владельцу 1% от стоимости машины либо 3% от стоимости ремонта. Также владелец имеет право потребовать аналогичный новый автомобиль, либо модель дешевле, но с доплатой. Помимо этого, владелец может потребовать выплату полной стоимости автомобиля взамен неисправной машины;
  • Отказать в гарантийном обслуживании могут лишь после проведения независимой экспертизы, которая должна доказать неправильную эксплуатацию транспортного средства владельцем либо третьими лицами;
  • Чтобы автомобиль не слетел в гарантии, не используйте смазочные и горючие материалы низкого качества. Проходить ТО и производить замену деталей тоже лучше у официального дилера, в ином случае в гарантийном обслуживании могут отказать;
  • Если автомобиль регулярно ломается в течение гарантийного периода, владелец вправе потребовать замены неисправного автомобиля на новый.  

Нередко бывает, что дилер отказывается производить ремонт, несмотря на отсутствие законных причин для этого, либо предлагает владельцу оплатить часть ремонта. В таком случае необходимо собрать доказательства (заключение независимой экспертизы, договор купли-продажи, сервисную книжку и фотографии при надобности) и отправляться к юристу. Однако, если автомобиль был приобретён в кредит, судебное разбирательство будет затруднительным: фактически, владелец машины на период выплаты кредита — банк, поэтому этот вопрос сначала нужно будет обсудить с менеджером банка.