Как говорил Остап Бендер, «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». К большому сожалению, средство передвижения зачастую бывает капризным: в лучшем случае, дефект окажется заводским браком и его бесплатно устранят по гарантии, в худшем же есть риск заплатить немалую сумму. А если автомобиль при этом ещё и средство заработка, то ремонт машины по гарантии существенно сэкономит непредвиденные расходы. Осталось лишь разобраться, что же входит в гарантию автомобиля и в каком случае можно смело обращаться к официальному дилеру за ремонтом.
С юридической точки зрения автомобиль относится к непродовольственным товарам надлежащего качества, а значит, гарантия на него распространяется согласно Закону о защите прав потребителей. Гарантийные обязательства (ремонт или замена деталей), как правило, ложатся на официального автодилера, но условия гарантии зависят от конкретного производителя. По этой причине ремонт за счёт дилера происходит в том случае, если дефект или поломка подходят под гарантийный случай при соблюдении гарантийных сроков. Соответственно, гарантия может быть:
Некоторые гарантии представляют собой не только период времени, но и общий пробег — при покупке автомобиля к этим деталям стоит отнестись с наибольшим вниманием, иначе транспортное средство может не подойти под гарантийные условия.
Разумеется, возможность гарантийного обслуживания распространяется только на автомобили, приобретённые у производителя или официального дилера. Вместе с транспортным средством покупатель получает документацию: обычно это договор купли-продажи и сервисная книжка. Уже на этом этапе стоит быть внимательным к мелочам — гарантийный срок эксплуатации, например, начинает истекать в соответствии с проставленной в договоре датой. Узнать условия гарантийного обслуживания и ремонта можно в сервисной книжке, где также указывается перечень деталей автомобиля, подлежащих бесплатному ремонту. Часть деталей не заменяются и не ремонтируются никогда: это касается заправляемых масел, жидкостей и расходных материалов. К ним относят:
Заменить эти детали самостоятельно без посещения сервисного центра не составит труда. А вот с деталями транспортного средства, на которые распространяется гарантия, могут возникнуть сложности: к примеру, гарантия на бюджетные и премиальные автомобили может кардинально различаться. Премиум-класс, как правило, имеет расширенный перечень гарантийных условий, чего не скажешь об эконом-классе автомобилей. Как бы то ни было, наиболее типичный перечень деталей, подлежащих ремонту/замене, выглядит так:
В любом случае, окончательное решение о признании ремонта гарантийным или не гарантийным принимается после диагностики транспортного средства. Часто в официальных сервисах вину за поломку пытаются возложить на автовладельца, поэтому во избежание таких ситуаций нужно тщательно изучить правила эксплуатации транспортного средства (они прописываются в договоре купли-продажи и сервисной книжке).
Прежде всего нужно учесть, что разные части и детали автомобиля могут иметь разные гарантийные сроки эксплуатации или иметь какие-то определённые условия (точечное поражение ржавчиной элементов кузова, к примеру, чаще всего не подлежит гарантийному ремонту). Также важно помнить, что обращение в частный автосервис или попытка устранить дефект своими усилиями могут в дальнейшем стать причиной отказа от обслуживания автомобиля по гарантии, и ремонтировать транспортное средство придётся за свой счёт.
Важный момент: согласно закону о защите прав потребителей, при обнаружении неисправностей покупатель имеет право в течение 15 суток поменять автомобиль либо возвратить потраченные средства в полном объёме.
В самом общем виде принято выделять два основных вида гарантийных сроков на автомобиль: европейский и азиатский. Европейский тип в силу особенностей европейского законодательства устанавливает минимальный срок гарантии в 2 года без ограничений по пробегу. Азиатский тип, напротив, привязан к пробегу: гарантийный срок в этом случае составляет 3 года с ограничением пробега в 100 000 км.
В России наиболее распространён азиатский вариант, хотя расширенные пятилетние гарантии на корейские и китайские автомобили часто имеют хитрость: 3 года гарантии даёт производитель на своих условиях, ещё 2 года — гарантия от официального дилера, условия которой обычно намного жёстче. Отдельно стоит обратить внимание на гарантийные условия лакокрасочного покрытия и кузова автомобиля: гарантийный срок последнего часто составляет более 6 лет, но только при сквозной коррозии (у европейских марок гарантия на кузов может достигать 10-12 лет).
Часто автодилеры утаивают информацию и права потребителя, а сам покупатель в силу неосведомлённости переплачивает за услуги, которые можно получить бесплатно. Ниже перечислим некоторые из них:
Нередко бывает, что дилер отказывается производить ремонт, несмотря на отсутствие законных причин для этого, либо предлагает владельцу оплатить часть ремонта. В таком случае необходимо собрать доказательства (заключение независимой экспертизы, договор купли-продажи, сервисную книжку и фотографии при надобности) и отправляться к юристу. Однако, если автомобиль был приобретён в кредит, судебное разбирательство будет затруднительным: фактически, владелец машины на период выплаты кредита — банк, поэтому этот вопрос сначала нужно будет обсудить с менеджером банка.