Рекламный рынок в 2021 году
Мировой рынок рекламы — это стабильно растущий сегмент экономики, совокупный объём которого превышает $550 млрд. Растущее количество пользователей интернета, владельцев мобильных и десктопных устройств, постоянное развитие технологий — всё это позволяет бизнесу конкурировать на совершенно новом уровне, где без специалистов в сфере рекламы достаточно просто ошибиться в подходе и лишиться значительной части финансов.
Основу мирового рекламного рынка составляют крупные медиахолдинги, медийные агентства и рекламные группы. По сути, они охватывают весь спектр рекламных и маркетинговых услуг, включая аналитику данных, различные исследования и разработку программных решений. Крупные агентства нередко разрабатывают и представляют собственные программные продукты, которые используются для решения частных задач. Ими нередко занимаются мелкие рекламные фирмы — к примеру, SMM-агентства или студии наружной рекламы.
Реклама, вне зависимости от объёмов и вида бизнеса, мощнейший драйвер продаж. Крупные бренды, как правило, разрабатывают многоступенчатую и многоканальную маркетинговую стратегию для реализации своих продуктов. Малому и среднему бизнесу, в целом, достаточно решения краткосрочных и среднесрочных перспектив — повышения продаж или охвата аудитории. Поэтому не стоит сразу стремиться к созданию медиахолдинга или крупного рекламного агентства полного цикла: для начала достаточно выбрать один из видов рекламных услуг для бизнеса и сконцентрироваться на нём.
В целом, рекламный бизнес принято делить на креативные агентства, создающие рекламу, и на медийные — занимающиеся размещением. Также существуют агентства полного цикла, где занимаются всеми направлениями рекламной деятельности. С развитием технологий появляются всё новые и новые варианты рекламы: к примеру, сейчас популярно размещение рекламы в онлайн-кинотеатрах и стриминговых сервисах, активно развивается инфлюенс-маркетинг и растёт число блогеров, заинтересованных в закупке рекламы. В классическом понимании реклама делится на два крупных блока:
Соответственно, можно выделить следующие направления рекламного бизнеса:
И прочие, и прочие. Каждое из направлений может дробиться на ещё более узкие сегменты: SMM, видеопродакшн, таргетированная реклама, баннеры и вывески, промоакции — в общем, список можно продолжать бесконечно. Наиболее популярные сферы рекламного бизнеса сегодня — это реклама в интернете, event-маркетинг, брендинг и размещение рекламы.
Для начала следует определиться с вложениями и продажами рекламных услуг. В этом плане наиболее неприхотлива интернет-реклама: для неё требуется лишь доступ в сеть и навыки, как говорится, опытного пользователя. Найдите свои сильные стороны: возможно, вы хорошо пишете тексты или умело пользуетесь графическими редакторами. На первых порах это сэкономит денег, поскольку потребуется меньшее количество сотрудников или затрат на аутсорс. Но нужно понимать, что такой подход потребует личных знаний и умений, поэтому придётся уделить значительное количество времени на самообразование. Другой вариант — организационный: можно собрать квалифицированную команду из опытных специалистов и тратить свои силы на поиск заказчиков. Делать это можно на различных площадках вроде Яндекс.Услуг или нашего сайта.
Для большинства других видов креативного рекламного бизнеса потребуются вложения на аренду офиса/помещения и оборудование. Здесь всё зависит от сложности производства рекламной продукции, поэтому большое внимание стоит уделить объёму необходимых заказов. Продажа рекламных услуг — отдельная тема для разговора: создавая рекламный бизнес нужно чётко понимать, кому нужны ваши услуги и не велика ли конкуренция в данном сегменте рекламного рынка в вашем регионе.
Совсем иначе выстроена работа мейдиных агентств, продающих рекламу. Здесь круг задач сводится к покупке рекламного пространства в медиа с последующей продажей заинтересованным лицам. Традиционно таким образом продаётся часть рекламного эфира на телеканалах, хотя с развитием интернета стали появляться биржи по продаже рекламы от различных коммуникантов — через раскрутку пабликов, каналов или блогеров.
Как уже говорилось, интернет-агентства (и digital в целом) — это сфера, где в большей степени нужны профильные знания, а не капиталовложения, поэтому их можно открывать практически с нуля и начинать развитие без привлечения заёмных средств. В данном случае возможна работа по бартеру — например, за отзыв или рекомендацию. Репутация — важный элемент для успешного ведения рекламного бизнеса в интернете, поэтому материальным аспектом иногда лучше пренебречь.
Для изготовления наружной рекламы и полиграфической продукции требуются значительные вложения — здесь цифры зависят от объёмов и видов продукции, наиболее успешные кейсы называют вилку в 500-800 тысяч рублей. Средний срок окупаемости — 8-12 месяцев, но здесь следует учитывать разнообразие оказываемых услуг и их стоимость.
К новичкам многие не рискуют обращаться, поэтому заказчиков лучше искать среди малого и микробизнеса. Если это интернет-реклама, то стоит обратить внимание на свои сильные стороны и сначала продвигать копирайтерские, графические или дизайнерские услуги, постепенно расширяя перечень услуг и нарабатывая портфолио.
Говоря о регистрации стоит отметить, что эту процедуру стоит проходить уже при выходе на стабильную прибыль, начинать с этого этапа достаточно рискованно. Для оказания услуг юридическим лицам можно получить статус самозанятого — это простая процедура, которую можно осуществить при помощи приложений «Госуслуги» и «Мой налог».