В рамках мировой истории нефть как важный элемент экономики возникла совсем недавно — первую скважину для промышленной добычи нефти пробурили 162 года назад. Тем не менее, нефть была известна как горючий материал ещё в Древнем Египте, а отдельные находки на территории Ирака говорят о том, что нефть в качестве строительного материала использовали более 6000 лет назад.
В современное время область применения нефти огромна. Помимо собственно топливно-энергетических продуктов и масел нефть используется в пищевой, текстильной, парфюмерной и косметической промышленности. В том или ином виде своеобразный «нефтяной» след есть в каждой отрасли экономики, поэтому сегодня, даже несмотря на тренды «озеленения» экономик мира, нефть выступает, практически, основой всей мировой экономики. Убедиться в этом не составит труда: именно борьба за контроль над нефтегазовыми ресурсами в последние десятилетия становится причиной политических и военных конфликтов.
Сама по себе нефть используется только в качестве сырья: добытая нефть может выступать сырьевым товаром, но для дальнейшего использования её нужно очистить от примесей. Тем не менее, сырая нефть — это товар с самым большим объёмом торговых сделок на мировом рынке. В этом смысле страны мира делятся на экспортёров и импортёров нефти, и такое деление напрямую формирует экономику отдельно выбранного государства. Например, экспортёры строят бюджет на основе прибыли с продаж нефти, а импортёры вынуждены учитывать соответствующие затраты.
Большая часть сырой и переработанной нефти (60%) используется в качестве топлива и горюче-смазочных материалов. Наиболее популярные нефтепродукты первичной переработки — бензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут. Вторичная переработка позволяет получить нефтяные масла из первичных нефтепродуктов — это смазки для транспорта и промышленного оборудования, моторные масла. Также вторичная переработка нефти становится основой для химической промышленности (примерно 20% от всей добываемой нефти), из неё получают пластмассы, синтетические волокна и даже лекарства. А ещё из нефти производят:
По состоянию на 2021 год полноценных альтернатив нефти не существует, что позволяет нефти удерживать свои позиции на мировом рынке. Несмотря на обилие «зелёных» разработок и проектов, потребление нефти ещё многие годы будет иметь небольшой прирост на 1-1,5% в год. В 2021 году потребление нефти должно сохраняться на уровне 96 млн баррелей в сутки: на мировом рынке этот показатель зависит от договорённостей в странах ОПЕК (организация стран-экспортёров нефти).
Как и любые другие полезные ископаемые, нефть нужно добыть, транспортировать и переработать. В России и за рубежом весь инфраструктурный и производственный комплекс принято выносить в отдельную отрасль экономики — нефтяную промышленность. Нефтяная промышленность стран различается: например, для добычи нефти в России и Канаде требуются сложные технологии и оборудование, в то время как добыча нефти в странах Персидского залива сравнительно проста. Такие различия сказываются на себестоимости нефти: в среднем, стоимость добычи 1 барреля нефти в России составит 32$, а в Иране и Саудовской Аравии — лишь 8-9$ за баррель.
Нефть из разных географических регионов различается по своим физико-химическим свойствам. К примеру, нефть марки Brent (месторождение — шельф Северного моря) — лёгкая и малосернистая, а российская нефть марки Urals (месторождения — Урал и Поволжье) — тяжёлая и высокосернистая. Такие различия влияют на последующую обработку: например, лёгкая нефть хорошо подходит для производства смазок и масел, а тяжёлая — для производства битумов и пластика. Наиболее востребованной до последнего времени считалась лёгкая нефть, но истощение запасов заставляет участников нефтяного рынка повышать интерес к тяжёлой нефти, в связи с чем повышается её рыночная стоимость.
Также немаловажен вопрос транспортировки нефти. Самый распространённый способ — трубопроводы. Огромное экономическое значение имеют магистральные трубопроводы, по которым нефть беспрерывно передаётся на большие расстояния. Трубопроводы можно проложить практически напрямую, также они имеют минимальные потери при транспортировке. Другие способы транспортировки — железнодорожный, морской, речной и автомобильный транспорт. В последние годы танкерный способ теряет популярность из-за неэкологичности: разливы нефти при аварийных ситуациях зачастую наносят огромный ущерб окружающей среде, а остальные виды транспортировки имеют весьма ограниченные объёмы.
Для стран-экспортёров нефти её экономический потенциал заключается не столько в возможностях производства нефтепродуктов и синтетических материалов, сколько в её стоимости на биржевых рынках. Для России экспорт нефти и газа привносит в доходы бюджета около 40% от общего объёма доходов, и это не считая налоговых, страховых, экологических и прочих отчислений добывающих, перерабатывающих и транспортирующих компаний нефтегазового сектора. Экспорт нефти происходит по результатам её продаж на биржевом рынке. Цены на нефть устанавливаются через цены на эталонные сорта нефти — их ещё называют маркерными. В ходе торгов на международных биржах формируются цены на эталонные сорта нефти, а от них зависит стоимость других сортов. Эталонных марок всего три, но именно они делят остальные сорта нефти по регионам:
Таким образом, цена российской нефти напрямую зависит от котировок марки Brent. Интересно, что между марками Brent и WTI сложились свои взаимозависимости: сейчас цена на европейскую нефть всегда немного выше североамериканской. В тоже время, самая продаваемая российская марка Urals торгуется на 11% ниже стоимости марки Brent. При этом сделки заключаются в валюте: это значит, что при продаже нефти Россия получает прибыль в долларах, которые после конвертации в рубль закладываются в государственный бюджет. Соответственно, чем дешевле нефть – тем меньше долларов (и рублей, в итоге) за неё можно выручить, что приводит к дефициту поступающих средств. Также при снижении цен на нефть падают акции компаний нефтегазового сектора, что приводит к оттоку инвестиций и падению стоимости рубля. По этой причине Россия нивелирует потери тем, что сохраняет часть доходов в валюте для её последующей конвертации в рубль при дефиците бюджета.